ТЕОРИЯ ГБО | expertgbo
/
ТЕОРИЯ ГБО

Почему?

 

     ГБО (газобаллонное оборудование) позволяет отказаться от таких привычных видов топлива, как бензин и дизель. При этом газ является не менее традиционным топливом уже много лет (в начале 20-го века были сконструированы и успешно применены двигатели внутреннего сгорания, работающие на сжиженном газе).

 

     Сегодня, вслед за наиболее развитыми странами в мире,  набирают популярность системы ГБО. Если в Европе установка газобаллонного оборудования на автомобили обусловлена экологическими требованиями, а также существующими налоговыми льготами, то в нашей стране это вызвано, прежде всего, экономией.

 

     Еще в 60-е годы прошлого столетия по всему СССР проходило массовое переоборудование коммерческой и грузовой техники на использование газа. Однако это вызвало недовольство руководителей транспортных предприятий, завгаров и водителей, которые не хотели терять «теневой» заработок от «манипуляций» с бензином и дизельным топливом. Потому поступило большое количество писем о том, что газ – это неудобно, опасно пр. В связи с этим, системы газобаллонного оборудования в нашей стране стали появляться намного позже, когда автомобилисты, в индивидуальном порядке, убедились в их преимуществе.

 

     Используемая в системах ГБО сжиженная углеводородная смесь пропан-бутан, является побочным продуктом при перегонке нефти в бензин, керосин и прочие фракции, потому она всегда дешевле на 40-50%. При этом пропан-бутан – чистая смесь без содержания примесей (серы, тяжелых углеводородов и различных металлов).

 

     Пропан-бутан обладает высоким октановым числом и не нуждается в дополнительных присадках, которые применяются для бензина. Единственная проблема в сохранении чистоты газовой смести – это состояние емкостей, используемых для ее транспортировки и хранения. Но при этом, все твердые примеси успешно фильтруются системами ГБО (начиная от 1-го поколения), таким образом, не происходит прямого негативного воздействия на двигатель автомобиля.

 

Что примечательно: при горении газа не выделяется копоти, при этом образуются углекислый газ и вода. При сгорании все тех же бензина и дизельного топлива происходят отложения в двигателе (на поршнях, клапанах, свечах зажигания), что приводит к его повышенному износу.

 

Основные преимущества использования ГБО:

 

Высокое октановое число газа. Для пропан-бутановой смеси оно варьируется от 102 до108. В стандартных исправных двигателях, работающих на газе невозможно получить детонацию (неконтролируемое горение), которая очень часто возникает при использовании некачественного бензина. Действия детонации пагубно сказываются на ресурсе поршневой группы ДВС.

 

Использование газа увеличивает долговечность двигателя, снижает шумы и вибрации, благодаря тому, что горение протекает более мягко.

 

Чистота горения. Газовая смесь горит более полно, чем бензиновая, т.к. сам процесс горения происходит не в жидком, а в испаренном состоянии топлива.

Стоимость газа на 40-50% ниже бензина. Две топливные системы одновременно. При установке ГБО в автомобиле остается штатная бензиновая система. Таким образом, это благоприятно отражается на эксплуатационных характеристиках. К примеру, можно продлить расстояние от заправки к заправке (поочередно используя обе системы); можно заправлять тот или иной вид топлива в зависимости от качества АЗС в регионе.

 

Высокая экологичность системы.

 

Скорость горения газа. Газовая смесь горит иначе бензиновой и при правильной настройке системы ГБО, автомобиль сохраняет все стандартные характеристики с допустимыми потерями в 5-7%. А при использовании вариатора угла опережения зажигания (УОЗ) удается свести потери мощности двигателя к минимуму.

 

         По статистике, 10 из 10 пользователей систем ГБО не могут определить, на каком виде топлива едет их автомобиль в данный момент.

         Скорость горения газа медленнее низкооктанового бензина и на высоких оборотах двигателя (5000-8000 об/мин) может происходить эффект недостаточной продувки камеры сгорания, что ощущается как потеря мощности. Этот эффект не заметен на автомобилях с турбинами и механическими нагнетателями (компрессорами).

Установка вариатора УОЗ позволяет зажигать топливо раньше, тем самым обеспечивая сохранение заводских характеристик автомобиля.

 

Сегодня существует 6-ть поколений ГБО. Причем, эта градация ведется, исключительно, производителями систем, а также специалистами, и является условной (но не официально принятой) во всем мире.

 

     1 поколение ГБО. Основано на принципе эжекции (смешение двух сред, одна из которых находится под давлением и увлекает за собой вторую). Таким образом, газ из баллона подается в редуктор, а из редуктора, через смеситель, постоянная его доза подается для поддержания холостого хода. Регулируется такая система механически – винтами холостого хода и количества топлива. Системы ГБО первого поколения до сих пор успешно используются не только в карбюраторных, но и в инжекторных двигателях.

 

      2 поколение ГБО. Аналогичны системам 1-го поколения. Однако здесь уже используется электронный блок управления (ЭБУ), который собирает сигналы с лямбда-зонда двигателя, датчика положения дроссельной заслонки и датчика частоты вращения коленвала. Винт механической подачи топлива заменен в системах второго поколения на электрическое дозирующее устройство. Таким образом, ЭБУ собирает информацию о том «бедная» или «богатая» топливно-воздушная смесь, а дозирующее устройство регулирует подачу газа.

 

      3 поколение ГБО. Похоже на первые инжекторные системы впрыска Bosch, разработанные в конце 60-х годов 20-го столетия и используемые вплоть до 2000-х (так называемые системы jetronic). ЭБУ, аналогичный системам ГБО второго поколения, собирает информацию, но распределение топлива обеспечивает механическое устройство. Таким образом, впрыск в системах 3-го поколения является распределенным. Форсунки в таком ДВС – механические и открываются за счет избыточного давления в газовой магистрали.

 

      4 поколение ГБО. Баллон в этих системах аналогичен предыдущим системам. Редуктор в системах четвертого поколения обеспечивает поддержание давления в топливной магистрали в диапазоне 1 — 2,5 атмосфер. Система также состоит из электронного блока управления, считывающего время открывания бензиновых форсунок, адаптируя эти значения для газовых форсунок.

      Новейшие системы ГБО 4 поколения связываются с бортовым компьютером автомобиля по протоколу OBD (On-Board Diagnostic). Система содержит электромагнитные газовые форсунки, которые обеспечивают точную дозировку топлива.

 

      5 поколение ГБО. Особым отличием от систем четвертого поколения является то, что газ не испаряется в редукторе, а подается в цилиндры двигателя в жидком состоянии. Баллон такой системы оснащен насосом высокого давления, аналогичным бензиновой системе, который обеспечивает циркуляцию газа к топливной рампе и обратно. Электронный блок управления систем 5 поколения аналогичен 4-му поколению.

 

      6 поколение ГБО. Подача сжиженного газа осуществляется через штатные бензиновые форсунки. Это особенно хорошо применимо для двигателей с прямым впрыском.

 

Преимущества Недостатки

 

ГБО 1-го поколения

+ Простота конструкции.

+ Простая регулировка.

+ Низкая цена системы.

+ Надежность.

-- Сложность точной настройки правильной топливно-воздушной смеси в различных диапазонах работы ДВС.

-- Необходимость частой корректировки системы (например, при смене сезонности).

— Повышенный расход газа.

— Потеря мощности двигателя.

— Механическое переключение газ-бензин.

 

ГБО 2-го поколения

+ Наличие ЭБУ.

+ Автоматическая корректировка газо-воздушной смеси.

-- Дополнительное количество устройств, которые могут выйти из строя (электрический регулятор подачи топлива).

-- Инертность регулировки корректности смеси.

— Цена приближена к системам 4-го поколения.

 

ГБО 3-го поколения

-- Не прижилось в наших странах в виду сложности конструкции, частому выходу из строя комплектующих, отсутствию запчастей для ремонта.

 

ГБО 4-го поколения

+ Автономность работы (особенно с OBD).

+ Возможность тонкой настройки.

+ Высокая ремонтопригодность.

+ Высокая топливная экономия.

+ Подходит для всех бензиновых инжекторных автомобилей, включая двигатели с прямым впрыском (FSi, TSi, TFSi, GDi, D4 и т.д.).

+ Системы постоянно дорабатываются и модернизируются.

- В недорогих системах существуют программные сложности по точной настройке.

- В системах с прямым впрыском невозможно полностью отключить подачу бензина, который в минимальных количествах идет на очистку и охлаждение бензиновых форсунок.

 

ГБО 5-го поколения

+ Наибольшая топливная экономия (расход газа=расходу бензина).

+ Практически отсутствует потеря мощности двигателя.

+ Возможность перевода двигателей с прямым впрыском полностью на газ.

-- Высокая стоимость системы.

-- Сложность конструкции.

— Низкая ремонтопригодность комплектующих (замена происходит блоками).

— Из-за отсутствия чистого газа в наших странах происходит частый выход из строя насосов, форсунок, регуляторов давления.

— Отсутствие запчастей.

 

 

        Сегодня газовые технологии используются не только в коммерческих и гражданских отраслях автомобиле-строения, но и в профессиональном автоспорте. Посему, даже предвзятый скептик может сделать логичный вывод, что системы ГБО являются более современным и совершенным звеном в автомобилестроении, чем тот же бензин и дизель. Для того, чтобы убедиться во всех преимуществах систем газобаллонного оборудования, необходимо соблюдение ряда правил по подбору компонентов и их настройке.

 

      Комплект и поколение ГБО подбирается индивидуально для каждого типа ДВС (на один и тот же двигатель можно поставить как 1-е, так и 4-е поколение, а также большое количество вариантов 4-го поколения различных производителей). Но работать будет только то, которое правильно подобрано и настроено.

 

      Блок управления подбирается в соответствии с особенностями штатного ЭБУ. Если двигатель имеет систему Valvetronic BMW с вариативным управлением клапанов ГБЦ, то простой блок управления не подойдет. Это же касается автомобилей Fiat с системами Multi Air. В американских двигателях Hemi имеется возможность отключения его на половину в определенных режимах работы, и газовая система должна это распознавать. У Mazda также существуют свои особенности.

 

      При наличии штатной системы OBD-II, идеальным вариантом является подбор ГБО с протоколом OBD. Если же автомобиль конструктивно сложный, но без OBD, то выбор должен делаться на систему с функцией автоадаптации.

 

      Производительность редуктора должна обеспечивать газом двигатель на максимальных режимах. Если редуктор менее мощный, то в определенном диапазоне оборотов происходит падение давления. ЭБУ справляется с ситуацией до определенного значения, открывая дольше форсунки, но затем, происходит ощутимый спад мощности.

      Помимо производительности, важны также надежность, ремонтопригодность, хорошая прогреваемость редуктора в зимнее время, а также возможность сохранять требуемую температуру при повышенных нагрузках.

 

Электромагнитные форсунки.

      Сегодня существует большое количество форсунок со своими характеристиками. От начального уровня Valtek (ресурсные, бесшумные, но медленные и нуждающиеся в частой калибровке) до Zavoli Pan-jet (быстрые, долговечные, ремонтопригодные). Некоторые производители копируют оборудование друг у друга, маркируя их по-своему.

 

      Перед установкой форсунок нужно точно определить тип впрыска в двигателе. Наиболее распространены 4-е типа впрыска (для 4-цилиндрового двигателя):

Секвентальный. За 4 такта происходит один впрыск в один цилиндр.

Попарный. За 4 такта – 2 впрыска.

Групповой. За 4 такта 4 форсунки – 4 впрыска.

Попарно-переменный (парный + секвентальный). Присущ недорогому сегменту автомобилей GM (Chevrolet Lacetti и др.), Daewoo Lanos.

 

      Производительность и другие характеристики форсунок подбираются под объем, мощность и особенности впрыска для обеспечения правильной работы двигателя на холостом ходу (без перелива), а также на полной мощности (без ее потери по сравнению с бензиновыми характеристиками).

 

Даже не принимая во внимание типы фильтров, правильность монтажа и подключения, можно говорить о том, что системы ГБО требуют работы только с квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы с большим количеством автомобилей.

ЗВОНИТЕ

  гор. 255-662  сот. +7 927 370-56-62

ПИШИТЕ

ЧАСЫ РАБОТЫ

Пн-Пт. 9:00-18:00

Россия, г. Пенза

ул. Старо-Черкасская, 28

ПРИЕЗЖАЙТЕ

НАШИ УСЛУГИ

-установка гбо

-ремонт гбо

-диагностика гбо

-тех. обслуживание гбо

  • @expertgbo_penza
  • Vkontakte Social Icon

Оставить, посмотреть отзывы

© 2015-2020   All Rights Reserved

Разработка сайта - Игорь Пигарёв